Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 25 января
понедельник

Сонни Роллинз: Саксофонный Колосс

    
 

7 сентября 2015 года исполнилось 85 лет Сонни Роллинзу – одному из величайших и самых влиятельных джазовых саксофонистов XX века. Являясь живой легендой джаза и одним из его титанов, Сонни остаётся действующим музыкантом и уже в XXI веке испытывает настоящий творческий ренессанс, продолжая давать концерты и записывать новые альбомы.


Теодор Уолтер "Сонни" Роллинз родился в семье выходцев с Виргинских островов и вырос в самом джазовом районе Нью-Йорка – Гарлеме. Возможно, это во многом определило будущую судьбу мальчика. Рос он неподалеку с легендарным залом Savoy Ballroom и не менее знаменитым Apollo Theatre. Приятелями его детства были будущие джазовые звёзды – Джеки Маклин, Арт Тейлор и Кенни Дрю. Неподалеку жил его кумир – тенор-саксофонист Коулмен Хокинс, а также пианист Телониус Монк, который рано распознал в молодом музыканте незаурядные способности к импровизации и взял его под своё крыло. Таким образом, уже в возрасте 19 лет Роллинз принял участие в сессии звукозаписи, ассистируя боп-вокалисту Бэбсу Гонсалесу.

Период с 1950 по 1952 год в жизни Роллинза оказался омрачён наркотической зависимостью, которой не смогли избежать многие джазовые музыканты того времени. К счастью, благодаря принудительному лечению саксофонисту удалось избавиться от наркомании раз и навсегда, и уже с 1953 года он начал записываться с такими маститыми музыкантами, как Телониус Монк, Арт Блейки и Майлз Дэвис. Кстати, именно в коллективе Майлза были записаны три авторские композиции Сонни, впоследствии превратившиеся в джазовые стандарты – "Doxy", "Oleo" и "Airegin".
 
Sonny and RoachСледующий творческий период молодого, но уже знаменитого саксофониста был связан с работой в квинтете трубача Клиффорда Брауна и ударника Макса Роуча. После трагической гибели Брауна Сонни продолжил сотрудничество с Роучем и в 1956 году записал свой самый знаменитый альбом – "Saxophone Colossus". В 1957 году появился ещё один важный альбом музыканта – "Way out West", новшеством при записи которого стал отказ от пианиста, что, по мнению Роллинза, давало больше свободы в импровизации.
 
Здесь стоит остановиться на исполнительской манере Сонни Роллинза. Еще в юности, находясь под влиянием Коулмена Хокинса, он в борьбе между хот- и кул-звучанием встает на сторону первого. Звук его саксофона – плотный, яркий и невероятно мощный. Стиль игры Роллинза называют хард-бопом, имея в виду, что он является последователем боперов, но со своими нюансами. В его случае этими нюансами является более простое исполнение, в отличие от игры Паркера или Гилеспи. Сонни не стремится обыгрывать каждый аккорд. Его игра не является чем-то математически выверенным или тщательно обдуманным – скорее она напоминает поток сознания в данную минуту. Очень точно импровизационную манеру Роллинза описал Харуки Мураками в своих "Джазовых портретах", и вот что он говорит по этому поводу: "Есть несколько причин, по которым меня привлекает Сонни Роллинз. Одна – это удивительная открытость при исполнении стандартных, обычных, на первый взгляд, вещей, делающая его неподражаемым. Незаметно войдя в лоно мелодии, Роллинз сперва не спеша раскрывает её содержимое и лишь затем перекраивает на свой лад, как бы заводя пружину заново. Оставляя нетронутой внешнюю структуру, он прибегает к текстовым перестановкам внутри композиции. Я не перестаю восхищаться непредсказуемостью Роллинза".
 
Сонни Роллинз известен своими уходами со сцены. Первый такой "отпуск" начался в августе 1959 года и продлился по ноябрь 1961-го. Целых два года саксофонист не записывал новой музыки, не давал концертов, избегал общения с джазовой средой. Сам он говорит об этом так: "Я стал очень знаменит в то время и почувствовал необходимость всесторонне осмыслить различные аспекты и моей музыки, и моего успеха. Я чувствовал, что получил очень много за очень короткое время, и сказал сам себе: остановись на минутку, всегда надо идти только своим путём. Я не хотел слепо следовать за другими. Я хотел до всего дойти сам, собственными усилиями. Я выходил играть на мост, на Вильямсбургский мост, потому что в то время жил неподалеку".
 
Первый же альбом, записанный после этого перерыва, показал, что музыкант действительно пошёл своим путём. Он не последовал за Колтрейном с его набиравшим силу модальным джазом и стилем "звуковых слоев", за авангардистами вроде Орнетта Коулмена и Дона Черри, за взорвавшими умы современной молодёжи рок-музыкантами. Он остался самим собой. На его альбоме с простым и символичным названием "The Bridge" нет ничего революционного. Он играет в прежнем стиле, только гораздо увереннее, чем раньше, и с какой-то невероятной внутренней гармонией. Наверное, именно поэтому этот альбом стал одним из лучших в карьере музыканта. В первой половине 60- х годов, находясь на творческом подъёме, Роллинз записывает несколько прекрасных альбомов в разной стилистике, пытаясь примирить свой стиль и с классическим джазом, и с фри-джазом, и с карибскими ритмами, которые он впитал ещё с раннего детства. Наконец, в 1966 году наступает период его второго ухода со сцены, во время которого он погружается в изучение восточных религий, философии, он много путешествует по свету, живёт в Индии и Японии. Вернулся в джазовую среду Сонни лишь в начале 70-х годов.
 
К сожалению, следующие 30 лет творческого пути музыканта назвать выдающимися не получится. В этот продолжительный период он продолжает активно выступать и записывать новые альбомы, которые чаще всего остаются незамеченными. Он играет много латиноамериканской музыки, а также материала на стыке с джаз-роком и даже с поп-музыкой. Часто в этих записях состав поддерживающих его музыкантов не дотягивает до прежнего уровня. Может быть, именно поэтому Роллинз нередко играет совсем без всякого сопровождения, умудряясь в одиночку удерживать внимание публики на протяжении целого концерта. Именно в этот период он записал несколько сольных альбомов, наиболее удачный из которых так и называется – "Solo Album". 
 
Начало XXI века для 70-летнего музыканта неожиданно для всех оказалось периодом творческого расцвета. Впрочем, толчком к этому послужило одно из самых печальных событий в современной истории – террористическая атака на США 11 сентября 2001 года. Роллинз в то время жил в Нижнем Манхэттене, в шести кварталах от башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. В момент атаки он находился в своей квартире. Услышав шум от взрывов и рушащихся зданий, он выскочил на улицу, где царили полнейший хаос и неразбериха. По воспоминаниям самого Сонни, в состоянии психологического ступора он вернулся домой и, не осознавая, что делает, взял в руки саксофон и начал играть. Чуть позже, когда власти США взяли ситуацию под контроль, Роллинз вместе с другими жильцами был эвакуирован в безопасное место с одним саксофоном в руках, а уже через пять дней он дал специальный мемориальный концерт в знаменитой Berklee School of Music. Запись этого выступления была издана в 2005 году под названием "Without Song: The 9/11 Concert". Годом позже саксофонист получит премию "Грэмми" за лучшее джазовое инструментальное соло в композиции "Why Was I Born?" с этого альбома. 
 
После этого Роллинз с удвоенной энергией начинает концертировать по миру, делясь своим искусством с тысячами поклонников. О том, что он не только не сдал позиций, но даже прибавил в своей творческой активности, говорит и тот факт, что все основные награды и премии ему были присуждены в последнее десятилетие, с 2005 по 2015 годы. Прервав 35-летний контракт с Milestones, он создаёт собственный лейбл Doxy Records, на котором в 2006 году выпускает свой новый альбом "Sonny, Please", за который вновь получает "Грэмми" (всего на счету музыканта три "граммофончика"). Шведский король Карл ХVI вручает ему престижнейшую музыкальную премию страны – Polar Music Award (в разные годы её лауреатами становились Мстислав Ростропович, Карлхайнц Штокхаузен, Диззи Гиллеспи, Пьер Булез, Рэй Чарльз и Боб Дилан). В 2010 году, в канун своего 80-летия, Сонни Роллинз вошёл в список 229 лидеров в академических дисциплинах, искусстве, бизнесе и общественных делах, избранных членами Американской академии искусств и наук – одного из старейших и самых престижных независимых центров политических исследований страны. Тем самым саксофонист попал в компанию Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Альберта Эйнштейна, Уинстона Черчилля и других славных мужей. 
 
Удивительно пророческим и мистическим теперь кажется название альбома 1962 года – "The Bridge", да и вообще весь образ саксофониста, играющего на мосту. Этот Вильямсбургский мост словно перекинулся из 50-х годов XX века в начало XXI века. Сонни Роллинз и сам стал этим мостом, соединяющим эпоху расцвета джаза с нашим временем. Он является живой легендой, он является живым проводником в то время, когда вместе с ним жили и творили такие великие музыканты, как Чарли Паркер, Коулмен Хокинс, Майлз Дэвис и многие, многие другие.


Три главных альбома Сонни Роллинза:
"Freedom Suite" (1958)
"The Bridge" (1962)

Пять главных композиций Сонни Роллинза:
"St. Thomas"
"Oleo"
"Airegin"
"Doxy"
"Blue Seven"

 
Автор статьи: Вадим Чикуров

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz