Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 15 августа
суббота

Орнетт Коулман: великий освободитель джаза

    
 

11 июня в возрасте 85 лет скончался великий американский саксофонист, ставший не просто одним из новаторов и разрушителей джазовой традиции – он мог, подобно французскому монарху, заявить: "Фри-джаз – это я!", и был бы при этом не так уж далёк от истины. Разумеется, его путь к признанию не был выстлан лепестками роз – терниями Орнетта Коулмана становились не только непонимание и молчаливое презрение, но и самые настоящие тумаки. К счастью, человек, на пике своей карьеры получивший неофициальный титул "Пророк свободы", со своего пути не свернул.
 

Самые радикальные художественные инновации часто кажутся обманчиво простыми в ретроспективе общепризнанной универсальной истины. Орнетт Коулман утверждал, что бесконечные импровизации, возможности мелодии можно использовать за пределами заданной структуры, что музыкальные идеи могут течь и расширяться в данный момент так же естественно, как дыхание, речь или мысли. Такова простая идея, которая потрясла мир XX века и навсегда изменила джаз, проложив дорогу радикальным исполнителям. Таков человек с непростой судьбой, который навсегда будет олицетворением эпохи фри-джаза.
 
Коулман всегда был аутсайдером. В то время как другие зацикливались на виртуозности игры Чарли Паркера, Орнетт отдавал предпочтение еле уловимой блюзовой основе в беспорядке выдаваемых "Птицей" нот. Вдохновившись этим, он провёл первые гастроли в составе ритм-энд-блюзовой группы, выступавшей в рамках карнавального шоу. Итог оказался довольно плачевным – после одного из концертов молодого музыканта избили за "эксперименты" со звучанием и выгнали, не заплатив и части обещанного гонорара. Коулман не отчаялся и нашёл пристанище в Лос-Анджелесе, где нашел работу на неполный рабочий день в качестве диспетчера лифта и на фоне всеобщего презрения начал поиски новых союзников. Вскоре он познакомился с Доном Черри, а затем с Чарли Хейденом и Билли Хиггинсом.
 
Встреча с Черри была поистине знаковой. По воспоминаниям трубача, он не на шутку испугался Коулмана: "Вид у него был одержимый. Эти длинные волосы, борода, длинное пальто. Я просто не мог поверить, что этот парень – музыкант, но потом я услышал его игру. Здесь всё и началось". Первые репетиции не заставили себя долго ждать, как, собственно, и их итог – дебютный альбом "Something Else!!!!" (1958), который произвёл настоящий шок в джазовой среде. Критики заявляли об однозначной оригинальности музыканта на фоне чудовищной композиционной структуры. Тем не менее, позже альбом назовут "введением в новую эру джаза".
 
К началу 1959 года Коулман перебирается в Нью-Йорк, где начинает работать над серией ставших классикой записей для Atlantic Records, явивших миру "The Shape of Jazz to Come" (1959), "Change of the Century" (1959) и "This is Our Music" (1960). Помимо студийной работы, он стал завсегдатаем джемов в Five Spot, что, несомненно, обращало внимание со стороны молодых музыкантов и уже признанных гениев. Майлз Дэвис, ставший свидетелем одного из выступлений, отметит: "Его музыка всё перевернута с ног на голову". Белый игрушечный пластиковый саксофон, отказ от традиционной формы и нетипичное звучание – Коулман стал камнем преткновения в спорах о новом видении джазовой музыки. Критики поделились на два лагеря – за и против. Некоторые музыканты сплотились в защиту Коулмана, другие же осуждали его как шарлатана. Это был громкий джазовый спор, сравнимый по силе с появлением бибопа и отразившийся эхом в массовом сознании.
 
Согласитесь, немного найдётся в истории музыки артистов, работы которых породили целое направление музыки. Записанный в 1960 году альбом "Free Jazz: A Collective Improvisation" стал именно такой пластинкой. Точнее, альбом этот лишь дал название уже вполне сложившемуся музыкальному стилю. Стилю, который Коулман, несмотря на заявления критиков и других музыкантов, глубоко обосновывал структурно, концепцией и подачей.
 
После нашумевшего прорыва в музыке Коулман продолжил расширять границы своего особого пути. Он представил слушателям других музыкантов, владеющих его языком и разделяющих его взгляды – таких, как Бобби Брэдфорд и Дьюи Рэдман ("Science Fiction" 1971). Он увлёк своего десятилетнего сына Денардо игрой на ударных, и это радостное музыкальное любопытство ребёнка стало настоящим семейным сотрудничеством и отчасти соперничеством. Когда Денардо вырос, Коулман сам учил его играть на скрипке и трубе, добавляя новые краски в свою палитру импровизаций, которые были полностью самостоятельными и неповторимыми.
 
Он написал музыку для оркестра ("Skies of America" 1972), для трубы и струнного квартета ("The Sacred Mind of Johnny Dolphin", 1984), для фильма "Голый завтрак". В семидесятых Коулман оценил возможности электроники и объединил молодых музыкантов, таких как Джеймс Уилмер, Берн Никс, Джамааладен Такум и Рональд Шеннон Джексон, создав коллектив Prime Time. Включение электроинструментов и элементов фанка должно было лишь подчеркнуть, усилить ритмическую основу этой музыки. Коулман даже разработал целую музыкальную философию, которую он назвал "гармолодика". Теоретические основы гармолодики остались слабо проработанными, хотя музыкант работал над ними несколько десятилетий. При этом её суть сводится к сочетанию изощренной композиторской техники европейской академической музыки второй половины ХХ века с не менее изощренной ритмической основой африканской музыки и её афроамериканского продолжения: джаза, блюза, соула и фанка.
 
В последнее десятилетие жизни Орнетт Коулман, несмотря на то, что музыка его не стала ни на йоту проще, обрёл статус подлинно культового героя. Когда в 2009 году саксофонист первым среди джазовых музыкантов был избран куратором очень популярного лондонского фестиваля Meltdown, огромный трехтысячный Royal Festival Hall встретил его появление на сцене десятиминутной овацией. Коулман был удостоен высших наград в области культуры и искусства. Ещё в 1969 году он был включен в Джазовый зал славы журнала Down Beat. В 2007 году его альбом "Sound Grammar" был удостоен Пулитцеровской премии. В том же 2007-м он получил почётную премию "Грэмми" за достижения в мире музыки.
 
Более пятидесяти лет спустя трудно представить, что музыка Коулмана была такой мелодичной, такой блюзовой, особенно в сравнении с более радикальными импровизациями его современников, таких, как Сесил Тейлор или Альберт Эйлер. Но, так или иначе, его вклад неоценим. Без прорывных идей Коулмана не существовало бы ни духовного изыскания покойного Джона Колтрейна, ни элегантных деконструкций Майлза Дэвиса. Рокеры The Velvet Underground и Sonic Youth пошли по его стопам; все, от Йоко Оно и до Grateful Dead, искали сотрудничества с ним.
 
Орнетт Коулман проигнорировал границы между высоким искусством и народной музыкой, между модернизмом и традицией; он изучил большинство человеческих импульсов, чтобы исследовать и искать красоту мелодии. Можно уверенно заявить, что его поиски увенчались успехом. Ярким доказательством этого является его жизнь, плодотворная творческая деятельность и влияние, которое он оказал на бессчётное количество людей по всему миру.
 

Три главных альбома Орнетта Коулмана:
"Something Else!!!!" (1958)
"Skies of America" (1972)
 
Пять главных композиций Орнетта Коулмана:
"Lonely Woman"
"Peace"
"Eventually"
"Focus on Sanity"
"Congeniality"

 
Автор статьи: Владимир Андрюха

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz