Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 12 июля
воскресенье

Билли Престон: жизнь в тени звёзд

    
 

Суровая правда жизни в шоу-бизнесе такова, что всеобщую любовь и признание в большинстве случаев получают "лица с обложки" – артисты, засветившиеся на экране и в прессе, взорвавшие чарты хитами и прославившиеся скандальными выходками и заявлениями. Это всё, конечно, прекрасно, но музыка держится не только на этих людях, а зачастую – и не на них вовсе. За каждым "Триллером" стоит сонм сессионных музыкантов и продюсеров, каждая поп-икона рождается из труда десятков людей "за кадром".
Отсутствие у великого американского музыканта Билли Престона статуса международной суперзвезды позволило одной музыкальной "энциклопедии" в Рунете написать о том, что артист "не оставил глубокого следа в истории поп-музыки". Так ли это? Судите сами.



Билли Престон был из той породы музыкантов, что отдают себя творчеству без остатка. Свои первые музыкальные опыты он произвёл в трёхлетнем возрасте, последние – практически на смертном одре.

Обучавшийся премудростям игры на электрооргане у матери малыш Билли очень скоро прослыл музыкально одарённым ребёнком. В возрасте семи лет ему доверили дирижирование баптистским хором из 150 человек; в десять он стал аккомпаниатором великой Махалии Джексон. Престону был всего год, когда развелись его родители; вместе с матерью и сёстрами он переехал из Хьюстона (Техас) в Лос-Анджелес, в артистическую среду которого он со временем и вошёл. В 12 парень сыграл в кино роль юного У.К. Хэнди, "отца блюза". В 16 лет молодого органиста, строившего карьеру госпел-артиста, приметил Литтл Ричард, как раз намеревавшийся представить в Европе свою обновлённую программу с уклоном в духовную музыку.

В ходе евротура с Престоном случились две судьбоносные вещи: во-первых, он открыл для себя новое звучание, которому суждено в совсем скором времени получить название "рок-музыка"; во-вторых, в Гамбурге Билли встретил "Битлз".

Их повторная встреча состоялась семь лет спустя, а пока Билли Престон с новыми силами взялся за сольную и сессионную карьеру, причём эти два процесса каким-то образом происходили параллельно. В 1963 году он записывает партии электрооргана на альбоме великого соулмена Сэма Кука, после чего на его же лейбле выпускает свою первую сольную запись под названием "16 Yr. Old Soul". Примерно в это же время 16-летний органист знакомится с водкой, а также начинает увлекаться кокаином; увлечение это впоследствии едва не стоило ему жизни и карьеры.

В 1967 году Билли, по-прежнему пребывавший в статусе юного дарования, вошёл в состав концертной группы Рэя Чарльза. В ходе очередного тура органист добрался до Британии, где его отыскал Джордж Харрисон. Битл предложил Престону поучаствовать в рекорд-сессии, которой позже суждено было стать последним изданным альбомом ливерпульцев. К слову сказать, непосредственно в процессе создания проекта "Get Back" Билли едва не стал пятым участником The Beatles – его кандидатуру горячо поддержали Джон и Джордж, но Маккартни выступил резко против. После этого миролюбивый и обаятельный Престон принял участие в записи двух песен с "Abbey Road", попутно принеся с собой временное перемирие в стремительно распадавшийся коллектив.

Многие биографы и критики называют участие Билли Престона в знаменитом выступлении "Битлз" на крыше самым знаковым событием в жизни американца. Звучит достаточно претенциозно и однобоко, тем более что ни музыкально, ни с точки зрения фамы оно никак не может считаться вершиной карьеры артиста. Какой же была дальнейшая жизнь Билли после "Битлз"? Пройдусь "пунктиром", чтобы не превращать интернет-очерк в статью из Большой советской энциклопедии.

И снова "Битлз"
Сразу от вчерашних товарищей Престон не ушёл – тем более что он успел заключить трёхлетний контракт с битловским лейблом Apple. На "Яблоке" у него вышло два неплохих соул-фанковых диска, причём в обоих релизах сопродюсером выступил Джордж Харрисон. Уже после распада The Beatles Билли активно выступал и записывался с Джоном, Ринго и Джорджем – то есть, собственно, со всеми, кто поддержал его кандидатуру на место клавишника группы. Интересно, что знаменитая "My Sweet Lord" впервые прозвучала в записи именно у Престона, поскольку именно так пожелал сам экс-гитарист "Битлз". Впрочем, хитом песня стала только в исполнении автора.

Сольный взлёт
Переход с Apple под крыло A&M Records для Билли Престона совпал с периодом творческого расцвета. Начиная с 1971 года он выпускает целый ряд успешных записей, попутно достигнув двух значимых вершин – получает "Грэмми" в категории "Лучшее инструментальное поп-исполнение" (трек "Outa-Space" не только на год опередил иконическую "Superstition" Стиви Уандера, но и в целом ввёл в фанк моду на диковинный прежде клавинет), а также достигает вершины поп-чартов "Биллборда" с синглом "Will it Go Round in Circles". Серия из пяти успешных альбомов завершилась в 1975 году выпуском диска "It's My Pleasure".

Клавиши внаём
Как и в 60-е годы, Билли продолжал много и с удовольствием записываться и выступать с другими музыкантами: на протяжении 70-х и 80-х его "работодателями" и коллегами становились The Rolling Stones, Боб Дилан, Джо Кокер (специально для британского горлопана Билли написал ставшую мегапопулярной балладу "You are So Beautiful"), Sly and the Family Stone, Сайрита Райт (дуэт с ней стал последним сольным успехом Престона), Куинси Джонс…

Престон–Стиллз–Айсли–транзит
Интересно участие Билли в создании одного из самых крупных хитов модерн-соула: однажды его приятель, гитарист/вокалист Стивен Стиллз подслушал у острого на слово Престона фразочку "If you can't be with the one you love, love the one you're with" и попросил у того разрешения использовать её в песне. Получив согласие, Стиллз включил песню под названием "Love the One You're With" в свой дебютный диск. Спустя год свою версию этого боевика записали соул-старожилы The Isley Brothers, сделав его мегапопулярным.

Улыбнитесь: вас снимают
Впервые Билли попал на телевидение в возрасте 11 лет, исполнив песню Фэтса Домино в программе Нэта Кинга Коула. После этого он ненадолго стал участником знаменитого рок-н-ролльного ТВ-шоу Shindig!. В 1975 году уже взрослый Престон стал гостем самого первого выпуска легендарного телешоу Saturday Night Live. Позже отношения с телевидением у музыканта углубились: в 80-е годы он стал первым в истории США афроамериканским музыкальным директором на ТВ (шоу "Nightlife"), а также регулярно участвовал в программе "Good News" телеканала UPN.

33 несчастья
К концу 70-х пристрастие музыканта к алкоголю и кокаину стало тяготить его, тем более что с годами поддерживать имидж процветающей звезды, колесящей на белом "Роллс-ройсе", становилось всё труднее: соло-карьера постепенно сжималась, а зависимость требовала всё больше вливаний. В 1989 году он уже открыто покупал наркотики на улице; закончилось это тем, что в очередной раз на больничную койку Престон попал прямо посреди тура с Ринго Старром. Вскоре последовали судебные иски: Билли умудрился почти одновременно поджечь свой особняк ради страховки, силой совратить мексиканского юношу и дважды попасться с наркотиками. В результате он получил сперва условный, а потом и вполне реальный срок – четыре года тюрьмы.

Золотая осень
Проведя за решёткой 18 месяцев, Престон вышел другим человеком: в тюрьме он активно занимался музыкой госпел и даже организовал хор прихожан. Плюс ко всему, он сумел перебороть пристрастие к кокаину, так что на выходе его ждало светлое будущее. Следующие несколько лет превратились для Билли в череду выступлений, съёмок, записей и турне. Он снялся в монструозном сиквеле "Братья блюз 2000", записывался для Эрика Клэптона, Нила Даймонда, Джонни Кэша, Рэя Чарльза, Норы Джонс, Funk Brothers, Стива Уинвуда, Элтона Джона, Джей Джей Кейла, поучаствовал в концерте памяти Харрисона.

В 2001 году Билли Престон был госпитализирован вскоре после начала тура с Клэптоном. В результате обследования у музыканта выявили хроническую почечную недостаточность. Год спустя ему произвели трансплантацию почки, что позволило на время вернуться к нормальной жизни. В 2005 году Билли успел поучаствовать в финале четвёртого сезона шоу "American Idol". Снова оказавшись в больнице с гипертоническим кризом, он получил демо от музыкантов Red Hot Chili Peppers. Едва услышав запись, смертельно больной Престон приехал на студию, чтобы наиграть партии клавинета для альбома "Stadium Arcadium" – и снова вернуться под капельницы.

21 ноября 2005 года Билли Престон впал в кому, вызванную перикардитом. Спустя семь месяцев, 6 июня 2006 года, не приходя в сознание, он скончался. До своего 60-летия музыкант не дожил три месяца.

Три главных альбома Билли Престона:
"Music is My Life" (1972)
"I Wrote a Simple Song" (1971)
"Everybody Likes Some Kind of Music" (1973)

Пять главных песен Билли Престона:
"Will it Go Round in Circles" (1972)
"You are So Beautiful" (1974)
"With You I'm Born Again" (1979)
"Outa-Space" (1971)
"Nothing from Nothing" (1974)


Автор статьи: Александр Ашбель

Читайте также:
Билли Престон: необходимое послесловие


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz