Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 15 августа
суббота

Ornette Coleman "The Shape of Jazz to Come" (1959)

    
 



Ornette Coleman
"The Shape of Jazz to Come"
1959
(Atlantic) 

Genre: Free Jazz/Avant-garde Jazz
Rating: 5 of 5
 
Tracklist:
1. Lonely Woman 
2. Eventually 
3. Peace 
4. Focus on Sanity 
5. Congeniality 
6. Chronology
 
Total time: 37'59"

 
В своё время альбомы "The Shape of Jazz to Come" Коулмена и "A Love Supreme" Колтрейна послужили для меня тем самым окном во фри-джаз, о котором я так много слышал от корифеев и ортодоксов этого стиля. Признаться, я просидел не один вечер в абсолютной прострации и хорошо помню свою растерянность, и если Колтрейн давался мне очень тяжко и долго, то Коулмен вошёл примерно с пятого прослушивания и стал знаковым в моей небольшой на то время коллекции винила.
 
Этот третий на счету Коулмена альбом стал для саксофониста в определённом смысле дебютным. Во-первых, это была его первая запись для Atlantic Records, а во-вторых, первым альбомом с квартетом в таком составе. Первые сессии записи состоялись 22 мая 1959 года, в голливудской студии Radio Recorders, а сам альбом был издан уже в октябре 1959-го.
 
"The Shape of Jazz to Come", изначально задумывавшийся как вариации на основе бибопа, очень далеко ушёл от основ этого стандарта, и это заметно с самого начала прослушивания. В "Lonely Woman" ещё прослеживается мелодическая, джазовая структура. Недаром эта композиция стала популярным стандартом и исполнялась многими музыкантами – от The Modern Jazz Quartet и Хораса Сильвера до Джона Зорна и Джошуа Редмана. Уже начиная с композиции "Eventually" с её бешеным темпом происходит заметная трансформация от бибопа к свободной игре, которую ведёт Коулмен на пару с трубачом Доном Черри. Собственно, от бибопа здесь, пожалуй, лишь темп и остался. Некой передышкой является балладно утончённая, но вовсе не замысловатая "Peace", где первую роль играет контрабасист Чарли Хейден.
 
Вторая часть альбома, начиная с "Focus on Sanity" уже всецело обращает внимание слушателя на импровизационную игру музыкантов и полёт их фантазии. Здесь в полной мере и раскрываются новаторские идеи Коулмена, полностью исключившего гармонические инструменты (клавишные), размер, тактовые черты, какие-либо рамки. Впоследствии такой подход будет назван гармолодической теорией Орнетта Коулмена, одной из форм фри-джаза, благодаря которой альбом "The Shape of Jazz to Come" получит статус революционного и краеугольного в джазовой музыке.
 
Как и "A Love Supreme", "The Shape of Jazz to Come" был включён библиотекой Конгресса США в Национальный реестр звукозаписей, что ещё раз подтверждает статус этого альбома и его значения для музыки в целом. Что касается авангардного, фри-джаза, то здесь сложно говорить о всеобъемлющем опыте и многочисленных экспериментах. В этом смысле данный диск является фундаментом и отправной точкой для всех, кто позже и ныне работает в этом стиле и, конечно же, для тех, кто эту музыку ценит и понимает.

P.S. для ценителей "свободного стиля" существует на мой взгляд лучший в своем роде, одноимённый паблик ВКонтакте.
 
Главные треки: "Lonely Woman", "Peace", " Focus on Sanity".
 
Автор статьи: Владимир Андрюха

К остальным альбомам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz