Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 21 сентября
четверг

Labels guide: BYG Actuel – жаркое лето 69-го

    
 

 В истории джаза много примеров, когда в Европе по достоинству оценивали музыкантов, к которым весьма прохладно относились в США. В этом плане показательна история французского лейбла BYG Actuel. 


Лейбл просуществовал недолго и сотрудничал в основном с представителями авангарда конца 60-х годов: от трубача Дона Черри и саксофониста Арчи Шеппа до менее известных музыкантов, таких, как Клифф Торнтон.

"Это настоящее буйство звука, – утверждает Джефф Джексон, музыкальный критик и соавтор блога "Destination: Out". – У этой музыки было три главных истока – африканская музыка, европейская музыкальная культура высшего света и американский джаз". 

Caracos

Парижский лейбл возник как приложение к журналу Actuel, который в 1968 году основал редактор, продюсер и ударник-любитель Клод Дельклу. Инновационный журнал об искусстве, возникший в рамках студенческого движения, привлёк внимание фотографа Жака Бишелья. Также журналом заинтересовались Жан-Люк Янг и Жан Георгакаракос (позже – просто Каракос). Аббревиатура BYG – это первые буквы их фамилий (хотя Бишелья утверждает, что буква B взята из фамилии спонсора издания – Борозо). 

Бишелья, давний поклонник джаза, был главным вдохновителем журнала. В июле 1969 года в Алжире состоялся мировой фестиваль африканской культуры. В нём приняли участие Нина Симон и Стоукли Кармайкл. Бишелья сделал уникальную запись потрясающего совместного выступления африканского этнического ансамбля барабанщиков совместно с Арчи Шеппом и американским ансамблем всех звёзд. Вскоре творческая группа вернулась в Париж. Бишелья связался с чикагцем Стиви МакКоллом, барабанщиком и членом Ассоциации передовых музыкантов. Несколько друзей и коллег МакКолла, представители творческой группы The Art Ensemble of Chicago под руководством французского продюсера, записали три диска для BYG. 

"Нам говорили, что мы записываем музыкантов, которых никто не хочет слушать, – говорит Бишелья. – Мы тогда ещё не знали, что наши записи войдут в историю". 

По сравнению с Нью-Йорком, где музыкальная индустрия пошла на убыль, в Париже, напротив, открывался простор для творчества. BYG начал работу в августе 1969 года в студиях Davout и Ossian, расположенных на Монмартре. Лейбл делал ставку на эксперименты, работал с отдельными музыкантами и брал на себя определённый риск. По воспоминаниям пианиста Дейва Баррелла, который играл с Шеппом и другими музыкантами, а также провёл два сейшна для BYG, обстановка была такой же демократичной, как в Нью-Йорке. Можно было отдохнуть и выпить вина, девушки приносили на обед жареных цыплят, а после долгих сессий музыканты собирались в баре Storyville, который содержал Бишелья в латинском квартале. 

"Мы были так потрясены музыкальным опытом, полученным в Алжире, что Париж после Алжира казался нам десертом после обеда", – говорит Баррелл. – Это было всё равно, что каждое утро ходить на большую вечеринку. Сейчас таких лейблов звукозаписи уже нет". 

Actuel Fest posterК сожалению, максимальная независимость и привела, отчасти, к ликвидации лейбла. В октябре 1969 года руководство вложило большие средства в организацию фестиваля Actuel, в котором принимали участие представители авангардного джаза, а также Pink Floyd и Captain Beefheart. Количество записей заметно уменьшилось, и к 1973 году ошибки и плохая организация работы привели к банкротству.

Каракос, который позже возглавил лейбл Celluloid Records и способствовал развитию бума ламбады в 1989 году, поделил свою долю средств с Янгом, который сейчас возглавляет лейбл Charly. Лейбл развалился из-за финансовых проблем, постоянной ротации музыкантов и внутренних разногласий. Бишелья несколько раз подавал на Янга в суд, но ничто не умаляет величайшего музыкального наследия BYG, сыгравшего большую роль в продвижении музыкального авангарда. 

"Мы были словно живописцы, которым приходится тратить много сил на то, чтобы их работа получила признание, – говорит Баррелл. – Парижский бум подарил нам надежду на то, что нас узнает весь мир. И мы остались довольны результатом". 



Ознакомиться с музыкой лейбла можно здесь.

Обязательно к прослушиванию:
Don Cherry "mu. Second Part"
Archie Shepp "Blasé"
Alan Silva and His Celestrial Communication Orchestra "Luna Surface"
Kenneth Terroade "Love Rejoice"
Art Ensemble of Chicago "Reese and the Smooth Ones"

 

Автор статьи: Владимир Андрюха

За помощь в подготовке материалов автор благодарит Гришанову Веру Борисовну.


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
GarlemСвердловская филармонияEverJazz