Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 23 июля
понедельник

Джаз вокруг света #6: чешский джаз (часть 2)

    
 

(Окончание. Начало – здесь)


Становление джаза

"Круг любителей джаза и современной популярной музыки" собрал всех, кто имел хоть какое-то отношение к джазу в Праге. Он распространял бюллетени, а также организовывал лекции и концерты. Его деятельность носила официальный характер лишь отчасти, но под его влиянием подобные организации стали создаваться и в других городах. Когда "Круг любителей джаза и современной популярной музыки" напечатал публикацию под названием "Jazz e58", все её копии были сразу же изъяты соответствующими органами. 

В 1964 году была создана Федерация джаза в Чехословакии – координирующий орган, которому, к сожалению, тоже не удалось получить правовой статус. Известный музыкант, знаток бибопа, контрабасист и исполнитель в стиле "скэт" Людек Гулан стал движущей силой пражского джаза в начале 1950-х. Он по мере возможностей организовывал в различных местах джем-сейшны для нового поколения музыкантов. До самой смерти он оставался горячим энтузиастом джаза. Естественно, что подобная деятельность, направленная на объединение джазового сообщества, вызывала интерес инспекторов по вопросам культуры, а спонтанная организация мероприятий сама по себе выглядела крайне подозрительно.

Расцвет джаза

Карел КраутгартнерС конца 50-х годов начался период распада больших свинговых оркестров на более мелкие джаз-бэнды, которые стремились развивать тенденции современного джаза. Выдающейся фигурой этого периода стал саксофонист и кларнетист Карел Краутгартнер. В 1956 году он покинул оркестр Карела Влаха и основал квинтет, в котором Карел Велебни (ещё одна важная фигура в истории чехословацкого джаза) играл на саксофоне и вибрафоне. Изначально это был джаз-бэнд, который играл танцевальную музыку в кофейне, но вскоре он преобразовался в септет, так как к ним присоединились трубач Вацлав Голлицер, а также саксофонист и флейтист Ян Конопашек. В 1957–58 годы на музыку группы Краутгартнера оказывало влияние творчество Майлза Дэвиса и его Capitol Orchestra, а также Modern Jazz Quartet. Впоследствии септет расширился до нонета, в котором концепции кул-джаза перекликались с джазом Западного Побережья. Среди основателей современного чешского джаза, игравших с Краутгартнером, стоит отметить также таких музыкантов, как басист Людек Гулан, барабанщик Иван Доминак, тромбонист Зденек Пулек и пианист Миза Полак.

На стыке 50-х и 60-х коммунистический режим нашёл нового врага на музыкальном поле – Чехословакию накрыла волна рок-н-ролла, являвшегося производной от джаза, ритм-н-блюза, буги-вуги и свинга. Джаз перестали считать главной ощутимой угрозой, и "милостиво" признали музыкальным жанром. Несмотря на это, как самих музыкантов, так тех, кто каким-либо образом был причастен к джазовой музыке, продолжали считать неблагонадёжными, так как любое проявление любви и восхищения к чему-либо американскому или прозападному всегда перечило царившей идеологии и вызывало подозрения.

Деятельность в сфере джазовой музыки прекратили преследовать, но это не означало, что к джазу стали относиться благосклонно. Периодические издания, касающиеся джаза, печатались кустарным способом и, понятное дело, отсутствовали в открытой продаже. Они распространялись среди очень узкого круга читателей. Исключением стал только Jazz Bulletin, который публиковался в 1966–68 годах Федерацией джаза в Чехословакии.

Ярослав ЯкубовичБлагодаря тому, что известный джазовый деятель Любомир Доружка стал редактором официального национального ежемесячного журнала о популярной музыке Melodie (основан в 1963 году), джаз всё же периодически упоминался в статьях. В конце концов, в 1964 году при финансовой поддержке государства прошёл Международный джазовый фестиваль в Праге (International Jazz Festival Prague). Таким образом, чехословацкие слушатели получили возможность насладиться творчеством американских и европейских джазовых музыкантов, а также услышать композиции, исполняемые лучшими отечественными джаз-бэндами. Но и здесь к выбору программы подошли очень скрупулёзно и с подозрениями. 

В первый год американский джаз представляли только музыканты, которые работали в то время в Европе: единственной настоящей звездой стал саксофонист Лео Райт из группы певца Дэйва Дугласа. Таким образом, возрос интерес к другим исполнителям: братьям Йоахиму и Рольфу Хунам из Восточной Германии, Аладару Пеге из Венгрии, Збигневу Намысловскому и Кшиштофу Комеде из Польши. Европейский "Запад" представляли Акер Билк из Англии и Альберт Мангельсдорф из Германии, которые презентовали самые современные авангардные джазовые наработки. При вручении наград также учли политические интересы: выступление Мангельсдорфа из Западной Германии было лучшим, но в итоге награду ему пришлось разделить с музыкантами из Восточной Германии, братьями Хун, которые только стояли на пороге блестящей карьеры, но были ещё далеки от виртуозного мастерства.

Прерванная мечта

Шестидесятые годы в Чехословакии ознаменовались ослаблением контроля над культурной жизнью. Причиной этому стали экономические проблемы, оказывавшие возрастающее давление на политиков, а также постоянно ухудшающиеся отношения между коммунистическим Востоком и капиталистическим Западом. На этом фоне активизировалась деятельность на неофициальной и полуофициальной культурной сцене, к которой принадлежал и джаз. Джазовым музыкантам периодически удавалось вырваться за границу, где они участвовали в различных фестивалях не только на Востоке, но и на Западе, преодолев "железный занавес", который охранялся пулемётами, минными заграждениями и колючей проволокой. Вскоре подобная возможность появилась и у любительских групп, которые также проводили свои фестивали в Европе.

Мирослав ВитушВ 1966 году стартовал Czechoslovak Amateur Jazz Festival с участием иностранных музыкантов. В это же время чешские любительские коллективы принимали участие в подобных фестивалях, к примеру, в Сан-Себастьяне или в Вене. В 1967 году в небольшом городе недалеко от Праги был основан ещё один фестиваль, Slany Jazz Days, который существует и по сей день, проделав за всё это время огромный путь. 

Чешский джаз набирал обороты и постепенно стал завоёвывать место на европейской сцене. Период культурной и политической либерализации, получивший название "Пражской весны" (1968), позволил людям более чётко и открыто выражать свои идеи: увидели свет фильмы и книги, которые многие годы запрещались к показу и публикации. В джазе стало преобладать такое течение, как авангард. Понятное дело, что во время этой "оттепели" многим джазменам удалось эмигрировать. К примеру, в 1963 году басист Милан Пилар уехал на концерт SHQ в Швецию и больше на родину не вернулся; летом 1965 года навсегда уехал саксофонист Ян Конопашек, а год спустя республику также покинул лидер Reduta Quintet, басист Ян Арнет.

Пражская веснаВ полночь 20 августа 1968 года войска СССР и других членов Варшавского договора вторглись в Чехословакию, чтобы положить конец Пражской весне и вернуть к власти приверженцев постсталинского режима. Басист Мирослав Витуш уехал на учебу в Бостон и остался в США. В сентябре того же года эмигрировал Ярослав Якубович, саксофонист из популярного на то время Jazz Combo Usti. Осенью 1968 года Ян Хаммер-младший и басист Иржи "Джордж" Мраз отправились в Мюнхен для участия в Club Domicile, а затем поступили на обучение в Музыкальный колледж Беркли (Бостон) и остались в США. Карел Краутгартнер переехал в Вену, где вскоре стал дирижёром Big Band ORF. 

Чешский джаз ждал своего воскрешения. К концу 1969 года несколько энтузиастов-джазменов подали прошение к властям, чтобы те разрешили создать новую организацию – будущий Jazz Section; в итоге процесс получения разрешения и дальнейшего становления организации затянулись на несколько лет. Но Jazz Section был одобрен не просто так – в тот период власти крайне негативно отнеслись к рок-музыке, которая набирала популярность запредельно быстро. Но рок-движение стало захлестывать и джазовую сцену – на пятом фестивале Jazz Days была представлена "рок-оперетта", что очень раздосадовало представителей власти. Однако после того как в начале 80-х годов Jazz Section заявил о желании вступить в члены Европейской федерации джаза (European Jazz Federation) и ЮНЕСКО, коммунистическое правительство побоялось нажить плохую репутацию. 

Вместе с тем, в 1980 году фестиваль Jazz Days был отменен под предлогом того, что билеты приобрели 15 тысяч поклонников. По словам чиновников, подобное событие могло стать причиной нарушения общественного порядка. В 1983 году бюрократы оказали давление на Чешский союз музыкантов (Czech Musician’s Union) с целью ликвидировать Jazz Section. Получив отказ, правительство приняло решение ликвидировать полностью всю организацию. Так чешский джаз вновь ушёл в подполье.

Обязательно к прослушиванию:
Václav Zahradník Big Band – Jazz Goes to Beat
Big Band Gustav Brom – Swinging the Jazz
Rudolf Dašek – Jazz on Six Strings
Laco Deczi & Cellula Quintet ‎– Pietoso
Karel Krautgartner Orchestra – KK2
Jazz from Czechoslovakia Mix

Автор статьи: Владимир Андрюха

За перевод материалов автор выражает особую благодарность Александре Капустинской.


Также по теме:
Чешский джаз (часть 1)
Венгерский джаз
Польский джаз
Советский джаз (часть 1)
Советский джаз (часть 2)
Немецкий джаз (часть 1)
Немецкий джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 1)
Норвежский джаз (часть 2)
Норвежский джаз (часть 3)


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
GarlemСвердловская филармонияEverJazz