Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 15 августа
суббота

Urban Mythology #4: BLUES

    
 

Вообще, блюз – одно из наиболее мифологизированных направлений чёрной музыки, и включение его в состав "Городской мифологии" в чём-то логично, в чём-то – очевидно, а в чём-то – даже излишне. Сам по себе блюз в глазах современного меломана (а тем паче стороннего слушателя) – это нечто архаичное, шаблонизированное и предельно игровое, а значит, и мифы в нём встречаются сплошь и рядом – чего стоит хотя бы этот прекрасный в своей законченности текст.
Тем не менее, то, что мы подразумеваем под мифологией стиля (а именно – распространённые и крепко укоренившиеся в массовой культуре заблуждения и превратно понятые явления) в блюзе тоже есть. Ниже приведу наиболее красноречивые из них.


Первое и, пожалуй, самое растиражированное заблуждение – это Великий Миф о Перекрёстке. Каждый уважающий себя поклонник блюза, разбуди его хоть ночью, без запинки расскажет каноническую историю о том, как молодой музыкант Роберт Джонсон пошёл на некий перекрёсток, там встретил дьявола и заключил с ним сделку, по которой, продав Рогатому свою бессмертную душу, в обмен он получил ни с чем не сравнимое умение играть на гитаре и петь блюз.
Ситуация, впрочем, обросла рядом нюансов. Во-первых, сам Джонсон об этом никогда не упоминал – ни в разговорах, ни в песнях (даже "Cross Road Blues" рассказывает о путешествии автостопом, а вовсе не о нечистой сделке). Легко предположить, что источником этой истории в какой-то момент стали злые языки, в которых у талантливого (но не безумно гениального) гитариста недостатка не было.
Во-вторых, сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, сложно понять, что такого нечеловеческого расслышали современники Джонсона в его песнях и игре на инструменте – строго говоря, он был одним из создателей блюзового канона, наряду с Ледбелли, Биг Биллом Брунзи и другими корифеями, но не его единоличным пророком и уж точно не виртуозом, сопоставимым по уровню, например, со Стиви Рэем Воэном.
Ну, и в-третьих, всё осложняется целой массой разночтений, уточнений и кривотолков. Так, по одной версии, в роли Дьявола выступал Большой Чёрный Человек (что совсем не говорит о его адской принадлежности), по другой – африканское божество Легба (и правда склонное к заключению кровных сделок с людьми). Менее впечатлительные знакомцы Роберта Джонсона рассказывали, что тот частенько занимался на гитаре в поздние часы на кладбище – но вовсе не из-за любви к чертовщине, а попросту сбегая от шума и суеты. Во что способны превращаться истории, путешествуя из уст в уста, мы все прекрасно знаем, так что Миф о Перекрёстке, похоже, и дальше будет оставаться частью блюзовой культуры – даже если для этого придётся и дальше врать с три короба.

Согласно распространённому мнению, блюз – это музыка чёрных невольников. Этому с завидной регулярностью даётся одно и то же объяснение: блюз – музыка тоски, грусти и переживания, что как нельзя лучше соответствует настроениям рабов в Америке. Однако история следует другой логике. Согласно искусствоведческим исследованиям, первые песни в этом жанре появились в самом начале XX века – то есть спустя как минимум 35 лет после отмены рабства в США. Если бы блюз появился до 1865 года, этому были бы хоть какие-то свидетельства, но нет – всё чисто, ни единого упоминания. Так что, как бы кому ни хотелось, назвать блюз музыкой рабов никак не получится – напротив, это уже музыка свободных людей, чьи эмоции не сводятся к одной только тоске.

Ещё одно устоявшееся заблуждение (правда, исключительно в неанглоязычном мире) – это использование слова "блюз" в единственном числе. В исходном варианте значение слова blues на русский можно примерно перевести как "горести", "печали" – ими блюзмен и делится в своих песнях. Конечно, в нашей культуре эту мутацию вспять уже не повернуть, но стоит помнить: когда, например, Дженис Джоплин поёт "Blow all my blues away", она говорит не о каком-то блюзе, а именно о печалях, от которых она стремится избавиться.

Совершенно закрытой для большинства поклонников жанра (особенно за пределами Штатов) была и остаётся тема гомосексуализма в блюзе, причём в первую очередь гомосексуализма женского. Эта связка только на первый взгляд выглядит диковатой и неожиданной: если вдуматься, певцами блюзов становились в основном люди маргинального толка, вчерашние невольники, жители городских окраин и трущоб, безработные, люди с дурным воспитанием и дурной наследственностью. Поскольку блюз, как и любой шоу-бизнес, давал человеку шанс самовыразиться и самоутвердиться в глазах окружающих, он привлекал людей самых разных нестандартных взглядов и ориентиров. Считается, что преобладание среди блюзменов с нетрадиционной сексуальной ориентацией женщин было обусловлено их большей открытостью и публичностью – в первые годы XX века именно женщины становились звёздами блюзовых ревю. Стоит отметить, что к гомосексуальным исполнителям блюза и раннего джаза относились даже такие большие звёзды жанра, как Бесси Смит, Билли Стрейхорн и Гертруда "Ма" Рейни.

Ещё один миф насчитывает почти 100 лет – и до сих пор нет никаких оснований говорить о его правдивости. Речь идёт о том, что настоящим, искренним блюзом может быть только деревенский, любительский стиль, в то время как городская его разновидность стремится к коммерциализации и, следовательно, ведёт жанр к гибели. Лучшим опровержением этому служит история блюза, которая, как легко убедиться, не только не клонится к своему закату, но ещё и вполне удачно совмещает оба начала – и любительское, и профессиональное.

Благодаря бесчисленным энциклопедиям, исследованиям и статьям, в сознании общественности укоренился ещё один стереотип, связанный с эволюцией стиля – от дельты Миссисипи через электрический блюз Чикаго – к британскому блюз-року 60-х. Спору нет – это очень удобная схема по принципу "Джонсон породил Мадди, Мадди породил Клэптона". Но сводить всё к этой линии – значит намеренно всё упрощать, ведь многие великие блюзмены представляли совсем другие города и регионы, развивая при этом свой стиль – в эту линию, например, не укладываются такие гранды, как Уильям Хэнди, Би Би Кинг и Блайнд Лемон Джефферсон. Подробнее о разнообразии школ блюза мы рассказывали в разделе "Фанкипедии", посвящённом блюзу.

Завершить рассказ об основных мифах и заблуждениях относительно блюза мне хотелось бы в духе философско-лирического отступления о смысле и значении этой музыки. Многие серьёзные музыковеды и культурологи в разное время пытались отыскать смысловой базис блюза, представить его то музыкой протеста, то песенной философией, то "музыкой дьявола", а то и наоборот – выставить его простым развлечением. Каждый ищет и находит в блюзе что-то своё, и каждый музыкант приходит к блюзу со своими мечтами, надеждами и мыслями. Для кого-то он стал настоящей отдушиной, кто-то при его помощи вёл людей на баррикады, кто-то же просто пел блюз, и ему это нравилось. Мне кажется, было бы неправильно прилеплять к блюзу тот или иной штамп и отводить ему определённую нишу – ведь именно в его универсальности и многогранности и кроется секрет его удивительного долгожительства и постоянного перерождения. Спустя сто с лишним лет история блюза продолжается.


Автор статьи: Александр Ашбель


Рекомендованное чтение:
Дэвид Эванс "Демифологизируя блюз"
Карл Фаринелли "Мифология блюза"
Сара Бослоу "Изучение гей-культуры в джазе и блюзе"


Также по теме:
Urban Mythology #1: HIP-HOP
Urban Mythology #2: JAZZ
Urban Mythology #3: FUNK


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz