Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 16 апреля
пятница

FUNKYPEDIA: BLUES (part 1)

    
 

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ (WORK SONGS)
Рождённые в дни рабства, трудовые песни помогали чернокожим работникам пережить тяжёлые социальные и природные условия. Чаще всего это были простые, повторяющиеся напевы и мелодии, которые с лёгкостью запоминались и видоизменялись. Одна часть песен была посвящена духовной тематике, в то время как другая содержала тщательно зашифрованные послания, имевшие отношение к комментариям на социальные темы или указывавшие путь к спасению. После отмены рабства трудовые песни продолжили передаваться изустно, особенно в чернокожих фермерских семьях, по-прежнему трудившихся в южных штатах. Полевые записи, сделанные семейной командой отца и сына Джона и Алана Ломаксов (преимущественно в первой половине 20 столетия), в наши дни стали главным источником записей с трудовыми песнями.

Основные представители: Сон Хаус и масса малоизвестных артистов

СПИРИЧУЭЛЫ (SPIRITUALS)
Спиричуэлы – это традиционные народные госпелы, рождённые афроамериканскими сообществами в XIX веке. Когда африканские рабы были привезены в Америку и христианизированы, они начали обнаруживать параллели между библейским текстом и своим жизненным положением (зачастую их к этому даже подвигали наиболее ревностные белые проповедники Священного Писания). Поэтому многие спиричуэлы повествуют о свободе, земных страданиях и надежде на спасение. Исполнялись они как в церкви, так и в поле, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В соответствии со своими корнями, эта музыка обычно исполнялась в очень простой манере, имея в своей основе легко запоминающуюся, повторяющуюся структуру (например, многие куплеты в спиричуэлах содержат однострочный припев, который повторяется всей вокальной группой после каждой куплетной строчки). В этом смысле данный жанр имеет много общего с довоенным мирским кантри-блюзом, восходящим к близким спиричуэлу сельским корням.

Основные представители: Махалия Джексон, The Harlem Spiritual Ensemble, Golden Gate Quartet


СОНГСТЕР (SONGSTER)
Традиция сонгстеров (странствующих певцов) предшествовала блюзу и сосуществовала параллельно с ним, в особенности – на юго-востоке США, где был распространён пьемонтский стиль блюза [см. вторую часть Funkypedia: Blues]. Она получила развитие вместе с отменой рабства на Юге, когда афроамериканские музыканты получили возможность путешествовать и зарабатывать на жизнь музыкой. Чаще всего сонгстер пел под аккомпанемент гитары (реже – банджо), исполняя песни различных жанров, включая госпел, трудовые песни или фолк (позже к ним добавились рэгтайм и блюз). В первую очередь сонгстеры были именно исполнителями, поэтому они постоянно расширяли свой репертуар, чтобы обращаться к широкой аудитории слушателей. Посредством шоу менестрелей и ярмарочных медицинских представлений (medicine shows) чернокожие сонгстеры взаимодействовали с белыми музыкантами, которые впоследствии адаптировали музыку чёрных музыкантов и использовали её наряду с песнями "белого" происхождения в качестве источников для ранней музыки кантри.

Основные представители: Ледбелли, Генри Томас, Мэнс Липскомб


ВОДЕВИЛЬНЫЙ БЛЮЗ (VAUDEVILLE BLUES)
В 20-х – начале 30-х годов XX века блюзовые певцы были главными звёздами водевиль-шоу, организуемых афроамериканской ассоциацией T.O.B.A. ("Ассоциация владельцев театральных представлений"). Даже шоу менестрелей с его групповыми представлениями уступало блюзовым певцам (чаще всего – женщинам, с их узнаваемой, популярной в те годы манерой пения-крика). Однако водевиль-блюзмены были вынуждены вводить элементы шоу в своё пение, поэтому многие, как, например, семейный дуэт "Баттербинз и Сьюзи", использовали блюз в качестве основы для своих бессчётных комедийных номеров. Другие артисты, такие как Кут Грант и Кид Сокс Уилсон, применяли свой щедрый талант в написании песен как для своих собственных представлений, так и для других исполнителей из своего шоу, например, для Бесси Смит.

Основные представители: Баттербинз и Сьюзи, Кут Грант, Кид Сокс Уилсон


КЛАССИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ БЛЮЗ (CLASSIC FEMALE BLUES)
Классический женский блюз, который вернее назвать "водевильным блюзом" – жанр, представленный преимущественно женщинами-блюзменами и переживший взлёт в 20-е годы прошлого столетия. Хотя официально направление берёт своё начало с хит-сингла Мами Смит "Crazy Blues", который она записала в 1920 году для Okeh Records, ещё до Первой мировой в записях водевильных артистов, таких как "чернокожая крикунья" Софи Таккер и комедиантка Мэри Кэхилл, уже были обозначены первые признаки стиля. Образованная городская девушка из западного пригорода Цинцинатти, Мами Смит была среди певиц классического женского блюза чем-то сродни аномалии – большинство артисток были с юга и проводили время, путешествуя с представлениями T.O.B.A. Лишь немногие из них, например, Этель Уотерс, Флоренс Миллс (чья музыка так и не была увековечена в записи) и несравненная повелительница жанра, Бесси Смит, сумели совершить переход к "нормальной" концертной деятельности. Некоторые исполнительницы выступали с собственными ансамблями, и ряд ключевых фигур в джазе, таких как Коулмен Хокинс, сделали себе имя в шоу-бизнесе, играя в их составе. После 1930 года, с появлением популярных исполнителей, работавших в "неклассическом" направлении блюза, жанр начал постепенно угасать, хотя влияние его было ощутимо даже в 1942 году, когда Пегги Ли записала переработанную версию "чёрного" хита певицы Лил Грин "Why Don’t You Do Right". С приходом поколения R&B-крикунов певицы классического блюза одна за другой ушли со сцены. Несмотря на это, влияние Бесси Смит было очень заметно, например, в творчестве рок-звезды 60-х Дженис Джоплин.

Основные представители: Розетта Тарп, Ида Кокс, Бесси Смит


ФОЛК-БЛЮЗ (FOLK BLUES)
Термином "фолк-блюз" обычно обозначают блюз, сыгранный на акустических инструментах. Под это определение подпадает большой набор гитарных и музыкальных стилей, появившихся в период зарождения жанра. Однако фолк-блюз не ограничивается только гитарной музыкой: слово "фолк" в названии может трактоваться достаточно гибко и подразумевать также музыку, сыгранную на любительском, домашнем уровне на мандолине, банджо, губной гармонике и других неэлектрических инструментах. В случае групповой игры их звучание походило на звучание джаг-бэнда. Фолк-блюз вызвал к жизни звук и образ грубоватой, неотёсанной, доморощенной музыки, рождённой на свет на южных плантациях, домашних вечеринках и в питейных заведениях. Это по-настоящему народная музыка, сыгранная народом и для народа. Термин "фолк-блюз" является удобным объединяющим понятием для множества региональных стилей и направлений (Пьемонт, Атланта, Мемфис, Техас, Дельта, рэгтайм, сонгстерская традиция и т.д.) с общей формой исполнения.

Основные представители: Брауни Макги, Джош Уайт, Сонни Терри


БЛЮЗ-ГОСПЕЛ (BLUES GOSPEL)
Между духовной (госпелы) и мирской (блюз – музыка дьявола) музыкой всегда существовала стилистическая и философская точка непростого взаимодействия. Уличные проповедники Евангелия, представляющие подавляющее большинство исполнителей блюз-госпела, применяли в своей музыке блюзовые рисунки, плотно переплетённые с пламенными религиозными воззваниями. Охватывая сонм гитарных стилей и приёмов (от пальцевой школы рэгтайма и отточенной слайдовой техники до примитивного бряцанья по струнам), данный жанр в гораздо меньшей степени имеет отношение к какой-то манере игры на гитаре, используя инструмент в первую очередь для донесения поэтического послания. У блюзового госпела было не так уж много сторонников, но, тем не менее, нечасто встретишь пример столь же одухотворённой и пробирающей до костей блюзовой музыки.

Основные представители: преподобный Гари Дэвис, преподобный Томас Дорси, Блайнд Уилли Джонсон


ДОВОЕННЫЙ БЛЮЗ (PRE-WAR BLUES)
Довоенным блюзом называется кантри-блюз, записанный до Второй мировой войны и исполненный исключительно на акустических инструментах. Стиль этот имеет свои вариации – он может быть записан на акустических гитарах, фортепиано, сольными исполнителями, струнной секцией или же джаг-бэндом (jug band). Объединяющими факторами является акустическое звучание, фольклорная песенная основа и запись, сделанная до Второй мировой.

Основные представители: Томми Джонсон, Биг Билл Брунзи, Чарли Паттон


РАННИЙ АМЕРИКАНСКИЙ БЛЮЗ (EARLY AMERICAN BLUES)
Ранний американский блюз – стиль, воплотивший в узнаваемую коммерческую форму исходное "сырое" звучание традиционной афроамериканской песни. Начиная с трудовых песен рабов на южных плантациях и вплоть до куплетов с плавающей рифмой, которые легли в основу полноценных блюзовых песен, структура данной музыки не имела письменного воплощения. Однако, её сила и популярность не смогли пройти незамеченными мимо профессиональных афроамериканских композиторов. Последующее развитие привело к первым попыткам воплотить блюз в 12-тактовую форму с использованием присущей ему трёхаккордной последовательности и AAB-структуры строфы.

Основные представители: У.К. Хэнди, Уилли Тайсон


ДЕРЕВЕНСКИЙ БЛЮЗ (COUNTRY BLUES)
"Деревенский блюз" – это всеобъемлющий термин, передающий всю полноту и широту первого расцвета гитарного блюза, включая исполнение соло, дуэтом или струнной группой. Он также является удобным объединяющим понятием для множества региональных стилей и направлений (Пьемонт, Атланта, Мемфис, Техас, акустический блюз Чикаго, Дельта, рэгтайм, фолк, сонгстерская традиция и т.д.), опирающихся на единую форму. В первую очередь (не без исключений, конечно) деревенский блюз был представлен исполнителями на акустической гитаре – их техника могла варьироваться от изощрённой игры пальцами до ранних опытов со слайд-гитарой. При этом некоторые кантри-блюзмены (например, Лайтнин Хопкинс и Джон Ли Хукер) со временем переключились на электрическую гитару, не меняя при этом свой стиль каким-либо радикальным образом.

Основные представители: Миссисипи Джон Хёрт, Скип Джеймс, Блайнд Лемон Джефферсон


ДОВОЕННЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БЛЮЗ (PRE-WAR COUNTRY BLUES)
Довоенный деревенский блюз – это акустический, деревенский вариант блюза, записанный до Второй мировой войны. К нему относится целый ряд стилей, включая дельта-блюз, мемфисский блюз и музыку джаг-бэндов. Для всех них характерно акустическое исполнение, фольклорная основа и сельское очарование.

Основные представители: Блайнд Уилли Мактелл, Букка Уайт, Мемфис Минни


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БЛЮЗ (ELECTRIC COUNTRY BLUES)
В 80-е годы ряд музыкантов, возрождавших блюзовые традиции, отошли от блюза Дельты и Миссисипи, решив усилить при помощи электричества музыку, бывшую изначально деревенской. Структурно ничего не изменилось: это был прежний деревенский блюз, разве что усиленный (да и то не очень сильно). Такая техника использовалась крайне редко, и большинство музыкантов, возрождавших блюз, предпочли придерживаться акустических традиций.

Основные представители: Тадж Махал, Джуниор Кимброу, Рой Бук Байндер


ФОРТЕПИАННЫЙ БЛЮЗ (PIANO BLUES)
Пиано-блюз проходит через всю историю чёрной музыки, охватывая такие стили, как рэгтайм, бэррелхаус, буги-вуги, приглаженный джаз западного побережья и жёсткий ритмизированный чикагский блюз.

Основные представители: Элберт Эммонс, Пайнтоп Перкинс, Отис Спэнн


ДЖАЗ-БЛЮЗ (JAZZ BLUES)
Джаз-блюз, являясь специфическим термином, может относиться как к блюзменам, желающим вырваться за рамки традиционного прямолинейного блюза за счёт более продвинутых гармоний и/или ритмов, так и к джазменам, предпочитающим более простые гармонии и/или ритмы, тем самым делая свою музыку более живой и менее интеллектуально продуманной. Результаты такого смешения могут звучать по принципу "одна часть уравнения, к которой подмешана другая"; иногда итогом такого смешения становилось даже R&B-звучание. Блюз и джаз имеют одни и те же афроамериканские корни, и между ними никогда не существовало той разницы, которая бы позволила провести осмысленную (и, видимо, желанную для многих слушателей и музыкантов) разделительную черту.

Основные представители: Моуз Эллисон, Лонни Джонсон, Джимми Рашинг


АКУСТИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (ACOUSTIC BLUES)
"Акустический блюз" – общий, универсальный термин, описывающий фактически любой тип блюза, исполняемый на неэлектрическом музыкальном инструменте. Стиль охватывает широкий диапазон гитарных и музыкальных стилей, включая фолк, сонгстерскую традицию, слайд-гитару, пальцевую технику, рэгтайм и бесчисленное множество региональных подстилей (Чикаго, Дельта, Луизиана, Миссисипи, Техас, Пьемонт и т.д.), процветавших в период зарождения жанра. Но акустический блюз не ограничивается только гитарной музыкой: слово "фолк" в названии может трактоваться достаточно гибко и подразумевать также музыку, сыгранную на таких инструментах, как мандолина, банджо, фортепиано, гармоника, жбан (jug), и других неэлектрических инструментах, в том числе и самодельных (например, однострунный инструмент для игры бутылочным горлышком, дидлибоу (diddleybow)).

Основные представители: Скип Джеймс, Биг Билл Брунзи, Лонни Джонсон


СОВРЕМЕННЫЙ АКУСТИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (MODERN ACOUSTIC BLUES)
Современный акустический блюз объединяет плеяду современных исполнителей, восстанавливающих более старые, ориентированные на кантри блюзовые композиции во всём их бесчисленном многообразии. Данное направление делает акцент на инструментальном профессионализме, тем самым раскрывая поразительные таланты музыкантов, не просто копирующих старый стиль, но создающих нечто большее. Рождение жанра является результатом бума фолк-музыки и возрождения блюза в середине 60-х; спектр его эмоциональных оттенков охватывает всё – от открытого провинциализма до пламенных воззваний. Проявляя уважение к традиционной форме, стиль оставлял пространство и для оригинального материала, тем самым обеспечивая почву как для новых идей, так и для будущего расширения собственного музыкального репертуара.

Основные представители: Кеб Мо, Кори Харрис, Рай Кудер


ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (ELECTRIC BLUES)
Электрический блюз – эклектичный жанр, имеющий отношение к практически любому блюзу, сыгранному на усиленных электричеством инструментах. В первую очередь усилению подвергается гитара, но к ней могут добавляться бас (чаще всего – цельнокорпусная модель фирмы Fender, хотя иногда на его месте может быть обычный контрабас с прикреплённым к нему датчиком), губная гармоника и клавишные инструменты. Стилистически электрический блюз максимально открыт для любых видоизменений, он вбирает в себя старое, новое, а иногда даже футуристическое звучание. Некоторые его разновидности копируют старый городской блюз (в первую очередь – чикагский, техасский и луизианский варианты), используя формат малой группы; другие ориентированы на фанк и соул. Электрический блюз достаточно гибок – он вмещает в себя как винтажное звучание, так и его современное воплощение. Помимо прочего, этот жанр стал удобной "гаванью" для блюзменов, чью музыку, рождённую в конце 40-х – начале 50-х, с трудом можно было отнести к какому-либо другому стилю.

Основные представители: Джон Ли Хукер, Элмор Джеймс, Мадди Уотерс


СОВРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЛЮЗ (MODERN ELECTRIC BLUES)
Современный электрический блюз зародился в конце 70-х – начале 80-х после того, как на музыкальную арену вышел блюз-рок, и большинство крупных лейблов отвернулись от блюза. Как музыкальное направление электрический блюз не претерпел значительных изменений с середины 60-х, когда Америку покорили британские блюзовые группы. В результате эта музыка, по существу, звучала как и прежде, являясь смесью классики электрического блюза Чикаго и Техаса с заметным влиянием рока. Это новое поколение блюзовых артистов получило поддержку у новых независимых лейблов (например, Alligator Records, издавшего большую часть записей современного электрического блюза). 80-е годы шли, а современный электрический блюз не только нашёл свою аудиторию, но и продолжал процветать вплоть до конца 90-х (равно как и в наши дни – прим. перев.).

Основные представители: Роберт Крэй, Элберт Кинг, Стиви Рэй Воэн


ГОРОДСКОЙ БЛЮЗ (URBAN BLUES)
Понятие "городской блюз" впервые было использовано в начале XX столетия для описания различия между городскими настроениями, присущими стилю, и более грубыми сельскими корнями деревенского блюза. Впоследствии термин был применён в 1940-х по отношению к блюзу, повествующему о превратностях городской жизни, а также о любовных переживаниях и приятном времяпрепровождении, столь характерных для жизни в городе. Эта музыка (чаще всего подчёркивающая своё городское происхождение) охватывает стилистический спектр от джамп-блюза и джазовой стилизации до приглаженного ресторанного вокального репертуара.

Основные представители: Чарльз Браун, Луис Джордан, Джимми Уизерспун


ДЖАМП-БЛЮЗ (JUMP-BLUES)
К джамп-блюзу относится быстрая, энергичная разновидность блюза с примесью джаза, ставшая популярной во второй половине 40-х годов XX века. Исполняемый чаще всего большим оркестром с ведущей духовой секцией и вокалистом либо средних размеров комбо-ансамблем с большим количеством духовых, джамп-блюз характеризовался заводными ритмами, кричащим вокалом и ревущими саксофонными соло (все эти признаки были характерны и для появившегося позже рок-н-ролла). Тексты песен почти всегда отличались бравурным, бодрым настроением. Отодвинув гитару на второй план (в данном жанре она фактически вошла в состав ритм-секции), джамп-блюз стал связующим звеном между старым блюзом (особенно в случае с малым составом) и саундом джазовых биг-бэндов 40-х.

Основные представители: Джеки Бренстон, Рой Браун, Вайнони Харрис


РАННИЙ РИТМ-Н-БЛЮЗ (EARLY R&B)
Развившись в конце 40-х из джамп-блюза, ритм-н-блюз проложил дорогу для рок-н-ролла. Он сохранил темп и драйв джамп-блюза, однако аранжировки стали менее насыщенными; акценты оказались смещены с импровизации на саму песню. Основой звучания была блюзовая последовательность аккордов, положенная на энергичный бэкбит (бит со смещением на слабую долю). В 50-е годы на ритм-н-блюзовой сцене доминировали вокалисты, такие как Рэй Чарльз и Рут Браун, а также вокальные коллективы, такие как The Drifters и The Coasters. В дальнейшем R&B видоизменился, положив начало соулу – стилю более фанковому, более расслабленному по звучанию по сравнению с бронебойными ритмами R&B.

Основные представители: Рут Браун ,Рэй Чарльз, Джеймс Браун


ДЖУК-ДЖОЙНТ БЛЮЗ (JUKE JOINT BLUES)
Джук-джойнт блюз (кабацкий блюз) – утяжелённая, акцентированная на ритме версия южного ритм-н-блюза и электрического блюза. Это нацеленный на танцы жёсткий стиль, чаще всего представляющий собой быстрый, взвинченный или же медленный, тягучий блюз. В первую очередь термин относится к блюзовым или ритм-н-блюзовым синглам, выпущенным в период с середины 50-х до начала 60-х.

Основные представители: Слим Харпо, Р.Л. Бёрнсайд, Биг Уолтер Хортон


ГРЯЗНЫЙ БЛЮЗ (DIRTY BLUES)
Понятие "грязный блюз" зачастую используется в качестве своеобразного клише, и на современный слух оно воспринимается скорее как шутка, нежели как реальный термин. Однако, грязный блюз имеет глубокие корни в блюзовой традиции, периодически проявляясь также в современном блюзе и роке. В те дни, когда блюз стал записываться на пластинки, разухабистые песни в грязной манере попадали на запись так же часто, как и любовные баллады и тоскливая лирика. Для этих песен был характерен специфический юмор, построенный на игре слов и метафорах; при живом исполнении артисты, конечно, заигрывали с некоторой грубостью, но, по правде говоря, остроты в тексте не проговаривались, а, скорее, подразумевались. Главная тематика грязного блюза – это секс, но в поле зрения попадали также и наркотики (в том числе марихуана) – эти темы составляли основу подлинно грязного блюза (им мог быть и обычный сельский блюз с табуированными текстами песен). Расцвет жанра пришёлся на дни перед Второй мировой. После войны многие звукозаписывающие компании сосредоточили своё внимание на записях, имевших больший коммерческий потенциал, и грязный блюз сошёл на нет. Своеобразное его возвращение произошло в 60-е годы, на волне возрождения блюза, когда многие белые исполнители обратили на него своё внимание.

Основные представители: Бо Картер, Булл Муз Джексон, Майра Джонсон


ПАЛЬЦЕВАЯ ГИТАРНАЯ ТЕХНИКА (FINGER-PICKED GUITAR)
Пальцевая техника появилась на юге Штатов – её зачастую использовали, чтобы добиться эффекта, когда одна гитара звучит как две. Это достигалось за счёт того, что большой палец правой руки играл басовую линию, в то время как остальные пальцы вели мелодию на верхних струнах. Эта техника также известна под названием "техника большого пальца" (прежде всего в Кентукки) либо "стиль Трэвиса" по имени Мэрла Трэвиса. Пальцевая техника используется в первую очередь в блюзе, но также и в кантри и фолк-музыке. Сходные стили игры на гитаре присутствуют и в классической музыке – они нашли своё отражение в европейской фолк-традиции, в гавайской гитарной музыке и в джазе.

Основные представители: Мэрл Трэвис, Чет Аткинс


СЛАЙД-ГИТАРНЫЙ БЛЮЗ (SLIDE GUITAR BLUES)

Данная техника игры на гитаре основана на использовании специального цилиндра (чаще всего изготовленного из металла или стекла – на манер бутылочного горлышка) – он надевается на палец и прижимает струны, заставляя звук меняться по высоте плавно, волнообразно. Традиционно слайд-гитарный блюз исполняется на гитарах с резонатором, но распространены также варианты использования различных акустических и электрических гитар. Данный стиль игры зародился в районе дельты Миссисипи и был популяризован большим числом блюзменов – в том числе Робертом Джонсоном. Электрический слайд-гитарный блюз получил развитие вместе с другими стилями электрического блюза после того, как часть афроамериканских музыкантов в 40-е годы переселилась в Чикаго.

Основные представители: Роберт Джонсон, Сон Хаус, Элмор Джеймс


ГАРМОНИКА-БЛЮЗ (HARMONICA BLUES)
Данный термин относится к любому стилю блюза, в котором центральное место занимает губная гармоника. Несмотря на то, что данный инструмент присутствует во множестве записей деревенского блюза, только в 50-е годы он стал доминирующей силой блюза, когда такие музыканты, как Биг Уолтер Хортон, Литл Уолтер и Джуниор Уэллс стали использовать электроусиление. Мощное звучание усиленной губной гармошки стало моментально узнаваемым элементом электрического блюза – в особенности чикагского варианта.
Неясно, кто из блюзменов впервые пропустил гармонику через дешёвый микрофон, столь же дешёвый усилитель и запредельно исказил звук, но музыкантом, который вдохнул жизнь в стиль, известный как электрический гармоника-блюз, был никто иной, как Литл Уолтер Джейкобс. Будучи основным новатором, генератором идей и наиболее коммерчески успешным артистом жанра, Джейкобс создал звучание, ставшее эталонным для стиля на многие десятилетия после его смерти. Подобно Чарли Паркеру в джазе и Хэнку Уильямсу-ст. в кантри, он настолько повлиял на данное направление, что лишь в последние годы исполнители блюза на губной гармонике вышли из его тени и стали искать вдохновение в музыке других корифеев жанра, в первую очередь – Уолтера Хортона, дабы найти новые пути самореализации через скромные возможности этого замечательного инструмента.

Основные представители: Литл Уолтер, Джеймс Коттон, Чарли Масселуайт


ВОЗРОЖДЕНИЕ БЛЮЗА (BLUES REVIVAL)
В 60-е годы новое поколение слушателей заново открыло для себя блюзовую музыку. Множество блюзменов старшего поколения пережили в эти дни небывалый взлёт популярности по мере того, как они и их записи вновь становились востребованными. Многие из этих артистов на волне возрождения блюза стали активно записываться на студии, и их пластинки достигали немалой популярности. На тот момент эти записи были единственной возможностью для старых блюзменов зафиксировать свою музыку (некоторые не записывались с 20-30-х годов, а некоторые и вовсе попадали на студию впервые).

Основные представители: Лайтнин Хопкинс, Джесси Фуллер, Миссисипи Джон Хёрт


БЛЮЗ-РОК (BLUES-ROCK)
Несмотря на то, что ранний рок-н-ролл в своей основе имел блюз, в самостоятельный субжанр блюз-рок развился лишь в конце 60-х. В блюз-роке акцент был сделан на традиционную трёхаккордную схему песни и на инструментальную импровизацию. Позаимствовав у рок-н-ролла идею инструментального ансамбля-комбо и мощного усиления звука, первые блюз-рокеры – группа Cream, опиравшаяся на британскую традицию Алексиса Корнера и Джона Мэйалла, и американские группы, такие как Paul Butterfield Blues Band и Canned Heat, также пытались включать в исполнение длительные, эмоционально насыщенные импровизации, характерные скорее для джаза и живых блюзовых концертов. Данный гибрид стал крайне популярен, и коллективы, последовавшие за первыми блюз-рокерами, звучали уже громче, акцентируясь на гитарных риффах. Из этого направления затем вышли хэви-метал и южный рок, сходным образом использовавшие классические гитарные риффы и затяжные соло. В начале 70-х границы между блюз-роком и хард-роком были полупрозрачными – так, группа ZZ Top намеренно использовала звучание альбомного рока, чтобы завуалировать блюзовые корни своей музыки. Тем не менее, вскоре блюз-рок отмежевался от хард-рока, и целый ряд музыкантов продолжал играть (и создавать заново) блюзовые стандарты, попутно создавая свои произведения, построенные на тех же музыкальных идиомах. В 80-90-е блюз-рок стал ближе к своим корням, нежели в 60-е и 70-е, даже когда такие артисты как Fabulous Thunderbirds и Стиви Рэй Воэн заигрывали с рок-популярностью. К 80-м годам блюз-рок, подобно блюзу, стал общепризнанной традицией.

Основные представители: Cream, The Allman Brothers Band, Пол Баттерфилд


СОВРЕМЕННЫЙ БЛЮЗ (CONTEMPORARY BLUES)
Современный блюз опирается на традиции акустического и электрического блюза, но воплощает их в несколько более мягкую форму, задействуя влияния из других музыкальных жанров (рока, поп-музыки, ритм-н-блюза и/или фолка). По этой причине современный блюз чаще всего (но не всегда) бывает электрическим и практически никогда – традиционалистским. Современный продакшн и ориентированность на более степенную аудиторию делают его звучание более отточенным, гладким и порой даже респектабельным. Он по-прежнему исполнен соула, но при этом гораздо менее груб и напорист, нежели стиль, породивший его; он также отличается от более агрессивного и неистового современного электрического блюза из Чикаго и Техаса. По причине того, что современный блюз испытывает влияние других жанров, у него достаточно большой коммерческий потенциал – он относительно легко вписывается в радио-форматы (поп, альбомный рок, современная музыка для взрослых). Такие артисты, как Роберт Крэй, Кеб Мо и юные дарования Кенни Уэйн Шеперд и Джонни Лэнг, своим творчеством олицетворяют звучание современного блюза.

Основные представители: Кенни Уэйн Шеперд, Роберт Крэй, Кеб Мо


По материалам сайта
allmusic.com

Перевод: Диана Гонсалес и Александр Ашбель

Также по теме:
FUNKYPEDIA: SOUL
FUNKYPEDIA: FUNK
FUNKYPEDIA: DISCO
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 1)
FUNKYPEDIA: HIP-HOP (part 2)
FUNKYPEDIA: JAMAICA
FUNKYPEDIA: BLUES (part 2)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 1)
FUNKYPEDIA: JAZZ (part 2)
FUNKYPEDIA: AFRICA


К остальным статьям
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz